Валерий Газукин

25 Х удожник – растение одинокое. Во всяком случае, какие-то организованные «хоровые» действия художественных коллективов и групп всегда казались мне насилием над природой творчества. У испанцев есть пословица: «При- ведение нельзя увидеть вдвоём». И всё же, нисколько не противореча сказанному, отметим, что в начале творчес- кого пути многие художники оказываются очень зависимыми от своего окружения, от влияния старших коллег и ровесников, от «школы», от почти бессознательного растворения в «чужом», которое кажется «своим». Обращаясь к творчеству оренбург- ского живописца Валерия Газукина, сразу же замечу, что такого понятия, как «шко- ла», в строгом искусствоведческом смысле там не существует. В Оренбурге были и есть лишь отдельные лидеры, обладавшие в разные годы необходимой, по выражению Л. Толстого, «энергией заблуждения». Виктор Ни в 60-е годы, Николай Ерышев в 70-е повлияли на некоторых молодых авторов и образовали не столько школу, сколько ту оренбургскую мозаику, особенности которой у всех в памяти. Наиболее же сильное и массовое воздействие на развитие оренбургских живописцев и графиков в последние два десятилетия оказал, на мой взгляд, Геннадий Глахтеев. Он ОФРАНЦУЗИЛ Орен- бург, воспитав у многих глубокий интерес к творчеству Шагала, Пикассо, Матисса и других знаменитых мастеров XX столетия. Безусловно, поддался этому полезному культуртрегерскому воздействию и Газукин, но только на первом этапе. Его изначаль- но привлекало не следование той или иной конкретной манере, а постижение общей пластической культуры, будь то импрессионизм, постимпрессионизм и все последую- щие направления мирового изобразительного искусства. Вместе со своими старшими товарищами и художниками своего поколения он деятельно стремится к синтезу куль- тур, к взаимодействию эмоционального и рационального начал. В одном из разговоров с Глахтеевым мне довелось услышать его размышления об особой световоздушной среде, существующей в Оренбурге и окружающих его просто- рах Южного Урала. В дальнейшем я убедился в справедливости слов мастера, наблюдая утром в сумерки холодное розово-голубое или тёплое в дневные часы зелёно-охристое свечение степного воздуха. Свет, Цвет, Пространство – эти три основополагающие для каждого художника понятия были восприняты многими оренбургскими живопис- цами и графиками не просто как некие схоластические определения. Окружающая при- О ВАЛЕРИИ ГАЗУКИНЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0