Оренбургский пуховый платок

243 мастерицей В.Ф. Тазиевой по рисунку О.А. Федоровой. К настоящему вре - мени в коллекции музея представлено более 200 платков, выполненных вя - зальщицами Оренбургской области. Не все периоды истории промысла отражены в коллекции одинаково полно. Первая половина XX века показана лишь единичными работами. Авторы платков этого периода, как правило, неизвестны. В лучшем случае удается выяснить место происхождения платка. Но каждый раз находка и приобретение нового экспоната является большим событием для сотрудни - ков музея. Отыскать подобную вещь чрезвычайно трудно – недолог век пу - хового изделия! Рождается оно для тепла и украшения. Позднее вспоминают про него, когда болит голова или горло, когда надо укутать малыша или погреть поясницу. Да и хранить платок трудно – моль непременно найдет. Поэтому настоящей удачей для музея стало приобретение пухового платка начала ХХ века. В 1987 году работников музея пригласили оценить материальный ущерб, нанесенный пожаром, одной из известных семей старожилов Оренбур - га – Бутовских. Глава семьи, Н.И. Бутовский, в далеком прошлом был ди - ректором оренбургской гимназии. Его потомки умели беречь вещи. Платья, книги, посуда и даже такие мелочи, как чай, мыло и спички – все относилось к началу XX века. Среди бережно хранимых костюмов сотрудники музея обнаружили старую оренбургскую паутинку. Это был белый ажурный платок размером 140×140 см. Середина пред - ставляла собой поле с узором из цепочек одного элемента. Имелась четко выраженная решетка и кайма в виде широкой плотной ленты, огибающей платок. В современных паутинках мы привыкли видеть легкую узорчатую кайму. Ромбы из «снежинок» или «бантиков» располагаются на ажурном фоне. Старая паутинка такого ажурного фона не имела, кайма была предель - но проста. Край платка был оформлен кисточками. В настоящее время это единственный платок, имеющий такое завершение. Паутинка удивила еще раз, когда ее положили на весы. Современные платки весят от 80 до 120 граммов. Паутинка Бутовских таких же раз - меров весила 40 граммов! До сегодняшнего дня она остается самой легкой в коллекции платков, собранных музеем. Гораздо больше в коллекции произведений, выполненных в 50-е годы ХХ века. Этот период отмечен введением в структуру платка обрамления из зубчиков. Коллекционные экспонаты дают возможность проследить эволюцию появления зубцов в оренбургском платке. Они позволяют также наблюдать изменения, происходящие в кайме в виде появления ажурного фона между ромбическими узорными формами. The works of Orenburg painters and other exhibits related to the history of the region are a considerable part of the museum’s collection. Almost all of the local arts and crafts discovered in the Ural region are represented here. A col - lection of the world famous Orenburg shawls is among them. The historic periods are not equally represented. The first half of the 20th century is represented by a few separate shawls. Most of their makers are un - known. If collectors were lucky enough they could at least find out the shawls’ origin. Every new shawl discovered or purchased by the museum has been a great event for the employees. To find such a thing has always been a difficult task because the life of any down article is short. A great museum’s success was to have bought a shawl related to the beginning of 20th century. It was a 140×140 cm white gossamer web. The central section of the shawl consists of elements arranged in a suc- cession of chains. A vivid grid and an edging can be seen in the form of a wide solid band surrounding the shawl. The customers are used to seeing light artistically patterned edgings in modern shawls. Diamonds with «snowflakes» and «bows» within are located against a lace background. Old gossamer webs did not have any such backgrounds, and its edging was very simple. The outer border was just fringed. This shawl is the only one finished like this.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0