Оренбургский пуховый платок
Сегодня на промысле сложилась единая система узоров и мотивов. Она и определяет общность всего искусства оренбургского пуховязания, его худо - жественно-технические традиции. Оренбургские мастерицы говорят: «Возьмешь один накид – будет «пшен - ка», два накида – дырочка побольше, то есть «горох», ну а три – «рыбка», или «рыбий глаз». Основу узорообразования в оренбургском вязании составляют еди - ничные элементы: «пшенка», «горох» («лущеный горох»), «рыбка», а также «мышиный след», «кошачьи лапки» («кошкины лапки»), «соты», «косорядка» («косые рядочки», «перекосики»), «глухотинка». «Глухотинка» – один из самых любимых узоров вязальщиц. «Глухо - тинка» – означает «глухая ягодка». «Глухой ягодой» называли в народе ягоды черного цвета: глухая смородина – то есть черная смородина, глухая малина – то есть ежевика. Именно они и являлись прототипами этого красивого узора. Достаточно посмотреть на узоры и услышать названия, чтобы по досто - инству оценить наблюдательность и точность народных определений. На - звания каждого узорного элемента даны по внешнему сходству с природными 208 Almost all of these elements bear names that reflect the environment. Lo - cal people living in the steppe villages, observant and keen on the craft, gave the names to the elements. The symbols and names were all integrated to form an organic composition. One can imagine a Cossack woman sitting in her hut, knit - ting these elements and thinking of what they might look like, associating them with surrounding objects, and making 1. Cat’s paws. 2. Diagonals. 3. Mouse print. 4. Strawberries. 5. Honeycomb. 6. Beads. 7. Accordion. 8. Fish scale. 9. Peas. 10. Snowflake. 11. Saw tooth.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0