Оренбургский пуховый платок
На первый взгляд кажется, что проблемы сохранения национальных особенностей искусства оренбургского пуховязального промысла не су - ществует. Сложившаяся образно-выразительная система и традиционные приемы ручного вязания живы и сегодня. Вместе с тем история промысла показывает, что в ХХ веке начался процесс проникновения в орнамента - цию платка художественных традиций культуры других народов. Этот про - цесс носит закономерный характер и связан с социально-историческими и демографическими явлениями, происходящими в Оренбуржье. Надомная форма производства являлась наиболее естественной для уклада жизни сельской жительницы и позволяла заниматься вязанием, не отрываясь от своего хозяйства и семьи. Важно и то, что платок как часть женского костюма любим женщинами независимо от национальности. Эти факторы сыграли свою роль в привлечении к занятию пуховязанием иноэтнического женского населения. Изготовлением платков стали зани - маться женщины татарской и башкирской национальностей, перенимая у русских не только технические навыки, но и следуя выработанной ими художественно-орнаментальной традиции. На протяжении ХХ века шел отток русского населения в города, что так - же повлияло на общий национальный состав промысла, так как основные центры пуховязания находятся в сельской местности. some cases the corners of the warm shawls are lace-stitched. At that, the central section remains solid to serve a perfect wrap for cold weather. Owing to its geographical position and history, Orenburg became what his - torians would call a confluence of vari - ous races and nations who live in peace, developing friendly ties, influencing and assimilating each other’s cultures. Today we can already see Tartar and Bashkir knitters’ dynasties joining Russian craftswomen who have been making shawls through the life of three generations. The new dynasties include Gavgar Ishmukhametova, Shamsuri Abdullina, Rosa Gumerova, Gulminur Makayeva, Venera Tazieva, Venera Ma - salimova and others. Rimma Yakupova, 203 С.Ю. Ишмухаметова. Ажурный платок, с. Желтое, 1989 г. S. Yu. Ishmukhametova. A lace shawl, Zhyoltoye, 1989.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0