Оренбургский пуховый платок

Диагональные линии ромбических мотивов, зигзагов, орнаментальных рядов-прутиков, концентрически расходящихся от центра, придают компо - зиции внутреннее движение. Но горизонтальные и вертикальные прямые линии как самой формы платка, так и его внутреннего членения на решетку и кайму успокаивают и уравновешивают композицию. Состояние покоя и равновесия рождается от строгой симметрии построения целого, к которо - му каждый раз стремятся вязальщицы. Сама техника вязания и мягкая, рыхлая фактура вязаного изделия вносят в строгий геометрический орнамент свои коррективы. Сухая линейность смягчается за счет естественной деформации вязаного полотна: элементы вытягиваются в длину и ширину, тем самым лишая композицию жесткой симметрии и излишней статичности. Многие узоры ажурной вязки имеют округлые, волнистые очертания, которые разбавляют рациональный схе - матизм геометрического орнамента. Вся композиция приобретает характер живого импровизационного эскиза, выполненного не по линейке, а набро - санного рукой мастерицы в творческом вдохновении. В оренбургских теплых пуховых платках декоративно оформляется кай - ма и обвязка. Вязальщицы говорят: «Вся красота теплого платка – в кайме». The researchers clearly distinguish three classic ornamental composition types of the Orenburg lace shawls. The first type features a one-diamond shawl. The central section is represented by a rectangle with a diamond (a circle). The corners of the diamond are pointed to the middle of each of the rectangle’s sides. The triangles formed in that way are just called «corners». The second type is known as a five- diamond shawl having an X-shaped figure consisting of five diamonds, one central and four side diamonds across the central part. The side of each lateral diamond borders upon the central dia - mond. As a rule, all diamonds are of the 200 Ф.Ш. Шафикова. Ажурный платок, с. Желтое, 1990 г. F. Sh. Shafikova. A lace shawl, Zhyoltoye. 1990.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0