Оренбургский пуховый платок
типа от другого связано с композиционной разработкой центрального поля – «середины». При различном орнаментальном решении середины в решетке и кайме изменений не происходит. Независимо от типа платка они сохраняют основные традиционные приемы декорирования, связан - ные с композиционной структурой произведения в целом. Первый тип – «однокруговой платок», или платок с одним кругом. Сере - дина платка представляет собой прямоугольник с ромбом («кругом») в цен - тре. Углы ромба упираются в середины сторон прямоугольника. Образую - щиеся при этом треугольные формы в углах так и называются – «углы». Второй тип – «пятикруговой платок», в середине которого имеется крестообразная фигура, состоящая из пяти ромбов («кругов») – одного центрального и четырех боковых. Одной из своих сторон каждый боковой ромб примыкает к центральному. Как правило, все круги равны между со - бой. Встречаются платки, у которых центральный круг больше или меньше боковых. Треугольники, образующиеся в углах пятикругового платка, называются «углами», а фигуры, образованные сторонами боковых кругов, – «угольниками». Третий тип – платок со сплошной серединой. Его центральное поле за - полнено рядами из одного или нескольких элементов. Вариаций в данном случае может быть множество – от ажурной сетки до цепочек отдельных мотивов, например «шашечек», «снежинок» и т. д. Использование трех основных типов композиции ажурного платка, сложившихся в искусстве оренбургского промысла, играет большую роль. В первую очередь это возможность выбирать особые средства творческого решения в каждом отдельном случае. Во-вторых, это возможность про - явления собственного отношения к искусству и традициям промысла. Их наличие дисциплинирует творчество вязальщиц, не ограничивая при этом индивидуальности. Наконец, это средство преодоления монотонности процесса вязания. Развитие орнамента в круге разворачивается от центра («сердечка») к краям в виде замкнутых орнаментальных рядов («прутиков» или «прутков»). «Прутками» в далеком прошлом называли вязальные спицы. По всей ви - димости, у оренбургских вязальщиц то, что вывязано на прутках, в данном случае – замкнутый орнаментальный ряд, и имеет имя «прутик» или «пру - ток». Как правило, в круге может быть от одного до шести прутиков. Чаще всего прутик отделяется от последующего полосой плотной вязки. Реше - ние может быть построено на контрасте плотных и ажурных форм или на разности ритмических тем. People often compare the ornamental elements used by the Orenburg knitters with frosty patterns which can be seen on windowpanes in winter. It is unlikely that the patterns which remind you of cold season will make you feel comfortable whereas the main purpose of the shawl is to warm and protect you. Wise knit - ters worked out patterns to bring your mind back to sunshine by decorating the shawls with «strawberries», or «fish scales», or «peas». While working in long winter evenings the knitters pictured sunshine, plants, birds and meadows, not snowstorms, and they thought about the shawls, of course, that they will soon make to warm and comfort us. Also, it is true that when we stretch out a beautiful white gossamer shawl, we imagine it were a snow-white steppe in winter. The images of «white glittering snow», «traces and paths slightly covered with newly-fallen snow» are crowding upon our minds, and we recall the «snow flakes» recently seen on somebody’s shawls, and it then seems natural that the knitters should use winter motifs to decorate the shawls. What do we compare the warm shawls with today? 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0