Оренбургский пуховый платок

лые женщины, сами строго соблюдая запреты, следили за поведением бо - лее молодых односельчанок, наставляя их: «Будешь на масленицу прясть кудель, мыши пряжу съедят» или «Кто прядет в пятницу, у того на том све - те слепы будут отец и мать». Не все так просто было у оренбургских вязальщиц. Не мыслили они иного времяпрепровождения, как со спицами в руках. Чтобы не дразнить соседей, вязальщицы в праздничные дни прятались, хоронились, уходили в сарай или в баньку, скрывая от осуждающих взглядов свое занятие. По - вязать, «поработать платок» очень хотелось. «Как наркомат, я в эту работу втянута», – говорила 90-летняя А.Ф. Блинова, соединяя в одном слове со - временное «наркоман» и старое революционное «нарком». Не могут вя - зальщицы и дня провести, чтобы не взять в руки спицы. Они считают, что несколько рядов, но провязать необходимо, иначе день прожит впустую. Цикл изготовления одного платка длительный. В документах 20-х годов XX века писали: «На производство обычного платка в зависимости от его размера и качества затрачивается от трех недель до трех месяцев и даже до одного года». Уже в 1930 году приводились более конкретные цифры. Например, на обработку пуха, а это самая утомительная и трудоемкая ра - бота, уходило от 7 до 10 дней при 8-, 10- и даже 12-часовом ежедневном труде. Прядение и сучение 300 граммов пуха отнимало не менее 8 дней. На вязание середины теплого платка требовалось еще 8 дней. На исполнение каймы вязальщица тратила в среднем 14–16 дней. Позднее, в 1960-е годы, нормы стали более конкретными. Считалось, что на вязание теплого плат - ка работница затрачивает 257 часов, а на изготовление ажурного – 195, то есть от 18 дней до одного месяца при 8-часовом рабочем дне. 140 Для надомницы какие-либо нормы не являлись правилом. Ф.Ш. Шафи - кова объясняла свое отношение к затраченному на вязание времени так: «Когда знаешь, что твой платок кому-то нужен: надо за три дня связать – свя - жу, надо за пять – за пять свяжу». В семье О.А. Федоровой вязали бабушка и мама. «Когда они платки в артель сдавали, – вспоминала вязальщица, – то мама вяжет, бабаня – по хо - зяйству; вечером мама отдыхает, бабаня – за спицы. Если план не успевали выполнить, то и ночью по эстафете передавали вязание, и так до утра, пока платок не закончат». В 1930-е годы по плану за месяц необходимо было обработать пух и связать один платок на 800, 600 или 500 петель, причем размер платка за - висел от квалификации мастерицы. Позднее, в 1970-е годы, в месяц вы - полнялось два теплых платка. Мастерицы-ажурницы по плану должны 177 they commented ironically that «a bus - tling woman would take her needles along when going to the church even». The old knitters would not knit on Fridays either because each Friday believers were sup - posed to worship St. Paraskeva Pyatnitsa (the English for «Pyatnitsa» is «Friday»). The restrictions were followed in the 19th and even in the 20th centuries. Old knit - ters saw to it that the young didn’t work during Shrovetide either for they believed «that mice would come to eat the yarn», or «the knitters’ parents would be blind in the world beyond». It wasn’t easy for the Orenburg crafts - women to keep themselves from knitting on holidays. Not to tease the neighbors, they would hide themselves, inconspicu - ous in the barns, or bath-houses, or else - where, and to quietly knit the shawls. The knitters couldn’t help it: they thought they lived a day for nothing if they had not knitted at least a few rows. It takes rather a log time to knit a shawl. In the 1920s they documented that it might take three weeks or three months to make a shawl, and sometimes, a year. In the 1930th the estimations were more precise: knitters said it would take them from 7 to 10 days to process the down, at least 8 days to spin and twist the yarn into a thread, another 8 days to finish the center of the shawl. The border would take 14-16 days. In the 1960th they cal - culated each step in hours and stated that it would take 257 hours to knit a warm heavy shawl and 195 hours to complete a gossamer shawl. The knitters, who worked at home, did not stick to the norms. One of them, F.Sh. Shafikova, said that if she realized that someone needed the shawl she could make it in three, or at least in five days. It

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0