Оренбургский пуховый платок

подготовки должны быть вооружены достаточной общей и технической гра - мотой и общественным сознанием. В школе должен готовиться кустарь, дол - женствующий быть проводником мероприятий партии и советской власти в деле кооперирования разрозненной массы кустарей и ремесленников». 136 Учитывая значение для экономики губернии пуховязального производ - ства, главной задачей открывающихся мастерских становится обучение но - вых рабочих и работниц изготовлению оренбургских ажурных экспортных платков. Второй задачей была подготовка инструкторов по ажурному пухо - вязанию с целью повышения «качеств производства пуховязальных артелей по районам губернии». При Оренбургском окружном промысловом кредитном кооператив - ном союзе организовали шестимесячные курсы. С этой же целью в конце 1929 года при Союзе была открыта двухгодичная школа кустарно-ремеслен - ного образования на 75 человек. Массовой подготовкой кустарей занима - лись в организуемых при артелях школах-мастерских. 137 Одна из пуховязальных учебно-производственных мастерских откры - лась при 1-м Оренбургском пухотрикотажном кооперативно-промысловом товариществе в Оренбурге на ул. Введенской (ныне ул. 9 Января). Мастерская была организована 15.01.1928 года для девочек-подростков. Первыми ученицами стали 24 воспитанницы детских домов, 2 крестьянки и 8 глухонемых детей. Обучение вела малограмотная женщина без педаго - гической подготовки, но имеющая 16-летний практический стаж вязания платков. Учебных планов и программ в мастерской не было. Весь процесс занятий с учащимися строился на обучении ремеслу и сопровождался крат - кими устными пояснениями. В Государственном архиве Оренбургской области хранится «Заключение комиссии по обследованию мастерской», которое было проведено через 3 месяца после начала занятий. 138 К этому времени девочки уже умели очистить пух от волоса, знали сорта и качества пуха, могли чесать пух и удалять из него перхоть и сор, прясть, производить крученую пряжу, знали названия, формы и размеры платков, были знакомы с петлями и порядком вязания. Члены комиссии присутствовали на уроке, когда девушки тренировались «на быстроту и качество вязания». Резолюция комиссии была следующей: «Способ воспроизведения через подобного рода учебные мастерские квалифицированных кустарок пухотри - котажа признать жизненным и потребным». Такие мастерские действительно учили основам и навыкам ремесла, традиционной технике вязания. Девочки получали начальные знания, которые в последующем при самостоятельной работе шлифовались, оттачивались и обогащались художественной окраской. 161 The local Bolshevik leaders realized that the cooperatives newly established in the 1930s needed qualified workers. The authorities responded by a number of directives stressing the necessity of vocational training and political educa - tion to help the people understand and implement the policy and “lofty ideas” of the Bolshevik party related to coop - erative movement. Bearing in mind the importance of the knitting craft, the leaders ordered that a number of training centers be set up in the Orenburg region to train new workers. In 1928, the first training workshop for the teenager girls at the first down knitting cooperative in Orenburg was opened. The girls were taught there by a woman with little education, but at he same time, a very experienced knitter, who had been making shawls for 16 years. Neither programs no curriculums were ever used at the school, and the pupils were just trying to knit, guided by an instructor who explained to the girls how to do a good job. The document found in the Orenburg regional archives stated that in three moths from the beginning the girls could already clean the down, comb it, remove the dandruff, dirt and debris from the goat down, spin, and twist the yarn. A group of inspectors, who visited the workshop, observed the girls trying to knit quality shawls. The group concluded that the training was quite satisfactory and useful for the pupils who were taught to use basic knitting elements and techniques to be able to use the knowledge and skills to perfect their shawls in the future.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0