Оренбургский пуховый платок

Такие детские забавы поощрялись взрослыми. Игра и дело, сливаясь в единое целое, являлись полноценной частью процесса обучения и имели четкий практический смысл. Даже играя, дети выполняли определенную трудовую норму, конечной целью которой было изготовление платка на продажу. Зимой в чьем-нибудь доме, а летним тихим вечером – прямо на за - валинке собирались вязальщицы поговорить, попеть и платок повязать. «Днем дома, а с вечера до трех ночи вяжешь на посиделках, – вспомина - ла А.Ф. Блинова. – Посиделки – это, думаете, пляски да скачки в обжим - ку с ухажерами? Не-е… Да приди я с посиделок без каймы, мать сразу сы - мет строгий допрос, почему эта кайма не довязана, а в другой раз нику - да не пустит… А чтоб обходилось подешевле рукоделье-то наше, соби - рали всклад на керосин, сидели вместе в одной хате и вязали, вязали…» Непременно во время работы щелкали семечки. В рот бралась сразу горсть. Руки были заняты. Шелуха выталкивалась языком на губу. После такой операции на подбородке росла «шелуховая борода», часто опу - скавшаяся на грудь. Ее смахивали рукой, и процесс начинался заново. На вечеринках пели частушки, песни, играли, часто оставались и но - чевать. «А сказки рассказывали? – Сказок мало было – слез больше! Сколь - ко девка на свете жила – сколько пережила», – говорила Анна Федоровна Блинова, вязальщица из Желтого. Однако именно в селе Желтом были записаны красивые легенды о платке. Пересказала их потомственная вя - зальщица Роза Сохабовна Гумерова. Одна из них повествует о сером платке, напоминая нам о том, что с образом целостного мира и чувством природы была изначально связана деятельность человека. «Застонала однажды бескрайняя Степь, стала жаловаться, что умира - ет она от холода, от сильных порывов свирепого ветра. Услышала этот стон огромная каменная Баба, которая горой возвышалась над степны - ми просторами, подпирая небо, и решила она помочь Степи. Стала вя - зать покрывало из пуха облаков. Из её рук вышел огромный платок, пу - шистый и мягкий. Понравилось людям рукоделие Бабы. Стали они такие же платки из серого козьего пуха вязать. А тот, который был связан могучей Бабой, по сей день согревает Степь. Пушистые нити ковыля – это он и есть». Другая рассказывает о рождении белого пухового платка и учит стой - кости, любви к ближнему и надежде на лучшее. «Жила в семье пастуха девочка-сирота. Кочевала вместе со своим при - ёмным отцом по оренбургским степям, помогала по хозяйству, а в сво - бодное время занималась рукоделием. 156 As a rule, the grown-ups wouldn’t use samples to teach knitting. They would encourage children to start knit - ting shawls right away. The first tasks for them were in accordance with their strength and possibilities. The teach - ing was wise and persistent. Little girls would knit shawls, get them unraveled , and start all over again until the grown- up came to say that the job was well done and compliment them. Рита Гумерова, с. Желтое, 1999 г. Rita Gumerova, Zhyoltoye, 1999.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0