Оренбургский пуховый платок
В 1948 году торгующим организациям было отправлено 18 тысяч теплых и ажурных платков, связанных руками оренбургских мастериц. В 1955 году количество возросло до 99 тысяч штук, а к концу 50-х выпуск изде - лий превзошел довоенный уровень. Невероятный скачок в производстве был связан, конечно же, с организацией новых артелей, ростом числа надомниц и во многом – с жесткой системой планирования. До 1955 года в артели «спускался государственный план». Все вязальщицы, рабо - тавшие в то время, вспоминают, что план без помощи родных и близких выполнить было нельзя. «Все были заняты своим делом, – рассказывала О.А. Федорова, – мы, дети, все делали по хозяйству. Придем из школы – быстрей корове и ку - рам корм дать. А мама сидела, вязала план. Бабушка постоянно, не отры - ваясь, пряла ей, тростила, сучила, все время готовила пряжу. Маме одной не управиться. Она вяжет, мы вокруг нее. Платили копейки, но без них как прожить?» Стремясь получить хотя бы минимальную сумму денег, необходимую для содержания семьи, мастерицы работали по 10–12 часов в сутки. Ар - тели рапортовали об успешном выполнении производственных планов. Спрос на оренбургские платки на внутреннем рынке не ослабевал. Они не залеживались на прилавках российских магазинов. У советского писателя Е.И. Носова есть рассказ «Шуба» – правдивое и живое повествование о покупке пальто деревенской девочке. Разго - вор матери и дочери воссоздает человеческие характеры, эпоху и, в том числе, отношение к платку в те, уже далекие, 50-е годы. «После покупки пальто хотелось еще чего-нибудь. Хорошо бы к такому пальто прику - пить еще и боты. «Вон те, с опушкой». – «Ладно, купим. Такие у нас в сельпо есть». – «Мама, глянь, какие шляпы!» – «Ты что, спятила? Будешь ты ее носить! Тебе б платок теперь пуховый, – мечтает мать и обещает: – Мол - чи, девонька, продадим теленка – платок пуховый справим». 123 In 1948 the trading companies re - ceived 18 thousand warm and cobweb shawls made by Orenburg craftswomen. In 1955 their supplies had already in - creased to 99 thousand shawls and by the late 50s the production reached the pre-war level. An unprecedented production rise occurred mostly due to the set up of new artels and to increas - ing numbers of knitters working for the industry at home, and, in many respects, to rigid economic planning. Before 1955 the state bodies would send down the directives to the artels to achieve planned production targets. All knitters who worked at that time remember that fulfilling the plan was impossible if not aided by their relatives and friends. «Every member of the family was doing his bit,» said Olga Fyodorova, a first-class knitter, «the kids were respon - sible for the chores all over the house, such as feeding the animals and hens. And our mother was sitting and knitting the shawls. My grandmother worked hard combing, spinning and carding for her. Our mother would not be able to do the housework all by herself. While she was knitting in the evening we would be always around, ready to help. She earned little but that was better than nothing.» To make some money to maintain their families the knitters had to work 10-12 hours per day. The artels mean - while reported reaching impressive pro - duction targets». The shawls were much in demand at the domestic market. They were supplied to the stores to be imme - diately sold out. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0