Оренбургский пуховый платок

лись всегда особенными на фоне массы изделий, выпускаемых мастери - цами промысла. Отбор произведений на выставки определялся прежде всего темой, отражающей демонстрацию успехов и достижений, нежели народным пониманием художественной выразительности образа. Например, в письме, извещавшем артели и союзы о подготовке к одной из всесоюзных выставок, указывалось: «Проявленная промсоюзами и ар - телями инициатива в создании образцов с новыми советскими рисунками или новых по своей форме будет особо отмечена на выставке». 119 Фактиче - ски такие документы принимались как указание к действию и не подлежа - ли обсуждению, как бы абсурдны ни были конечные результаты. Оренбургский пуховый платок носят, сложив его вдвое с угла на угол. И в традиционной орнаментации платка способ его использования жен - щиной непременно учитывался. В выставочных платках, где в центральной части вывязывались звезды, серп и молот, Кремль, крейсер «Аврора» и т. п., утилитарная функция со - вершенно терялась. Это были скорее декоративные вязаные панно, а не женские платки, имеющие практическое назначение. Такие вещи могли быть только выставочными экспонатами или музей - ными произведениями. Но надо отдать должное оренбургским вязаль - щицам, – выполняя заказные работы с элементами советской тематики, они всегда оставались в рамках характерной композиционной структуры оренбургского платка. Однако, как бы парадоксальны ни были опыты с введением новой сим - волики, к мастерицам, способным вывязать нечто новое или выполнить в платке рисунок или юбилейную надпись, на промысле всегда относи - лись с уважением. Такие вязальщицы становились известными. Благода - ря выставочной практике 1930-е годы стали для оренбургского промысла временем открытия индивидуальностей. До сих пор кто-то вязал лучше, кто-то проще. Изделия, которые сдавались артелями государству, были «обезличенными», безымянными. Предвыставочные конкурсы и сами выставки выделили из огромного числа вязальщиц яркие творческие личности. На промысле заговорили о В.Ф. Фроловой (г. Чкалов), М.А. Карелиной (с. Пречистенка), Ш. Абдул - линой, П.Н. Винокуровой, В.А. Ивановой (с. Желтое), А.Г. Бочениной, Ф.К. Валитовой (станция Черный Отрог) и др. В 1940 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве экспонировались 19 пуховых платков лучших вязальщиц промысла. 118 New Soviet symbols could be then seen on the Orenburg shawls, too. The shawl makers, who were accustomed to use geometrical motifs, had to try hard to knit new complicated patterns and in - scriptions alien to their traditional craft. In the Orenburg region the knitters used the new symbols when it was time to participate in the next exhibition. The selection of works for each exhibition was done on the same basis: the exhibits were to reflect and demonstrate the suc - cessful economic achievements, which was more important than national or natural motifs. It is common to wear the Orenburg down shawl folded from corner to cor- ner. If traditionally knitted, such a shawl would not loose its charm however you wear it, and the patterns, and their ele - ments would be clearly seen and admired. The knitters would always bear it in mind while doing the job trying to make a beautiful and comfortable product for all occasions. On the contrary, the shawls made for exhibitions with a hammer and a sickle, or the Kremlin, or the Aurora armored cruiser and the like, were unsuitable for everyday wear and embarrassing, but might be good for shows and museums. Similar products reminded of panels, rather than shawls that ladies would like to wear. The symbols like those, though out of place in everyday life, were knitted with care and required skills and compli - cated techniques, and did not destroy the structure of the shawl. In 1940 the Orenburg knitters present - ed their 19 best shawls at the All-Union Agricultural Exhibition in Moscow where Gavgar Ishmukhametova, 18, was the youngest participant of the Zhyoltoye

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0