Оренбургский пуховый платок
делают его тоже предметом роскоши, недоступным для более или менее широких масс потребителя. В то же время именно этот сорт платка, или, вернее, спрос на него, создает цены на сырье, что отражается до некото - рой степени и на стоимости экспортного ажурного платка. Главнейшие качества тяжелого платка, прежде всего – его крепость в носке и теплота, а затем уже мягкость и изящество выработки». 117 Далее в письме доказывалась экономическая выгода изготовления пря - жи машинным способом. При этом ГСНХ полагал, что при ручной под - готовке сырья и использовании машины лишь для прядения есть полная возможность сохранения основных характеристик, которыми отличается пуховая пряжа, а именно мягкости и пушистости. Плюсом же, безусловно, будет ровность цвета и однородность пряжи, что для красоты и изящества платка не менее важно. Вслед за механизацией прядения возникала необходимость приспосо - бления машин уже для вязания платков. В конце 20-х годов у оренбургского пуховязального промысла было два пути. Один – отказ от ручного труда, механизация производственного процесса и развитие по законам жизни промышленного предприятия. Второй путь – сохранение традиционного характера домашнего произ - водства платков. Оренбургскому промыслу повезло больше, чем другим художествен - ным промыслам России. Благодаря экономической поддержке со стороны местных областных органов управления удалось сохранить ручное произ - водство знаменитых пуховых платков и поддержать рождение нового – ма - шинного. На протяжении ХХ столетия оба производства существовали рядом и не конкурировали, а дополняли друг друга. В 1930 году на окраине Оренбурга в тихом Кожевенном переулке зара - ботала первая в СССР пуховязальная фабрика им. 1 Мая. Для изготовления платков стали использовать машины, предназначенные для производства трикотажных изделий. Количество вырабатываемых платков значительно возросло. Но рядом, в оренбургских домах, деревенских избах и станичных хатах, как и сто лет назад, продолжали вручную перебирать пух, вручную прясть и вручную вязать. Набор инструментов, которым пользовались мастери - цы-вязальщицы, остался таким же, как в далеком прошлом: гребенка, спи - цы, пяльцы… 114 Фотография из архива Беляевского народного музея A picture from the archives of the Belyaevsky People’s Museum. The conclusion made by the research- ers discouraged the producers. The re - searchers wrote back that, in their opin - ion, if carded that way, the down would loose its original qualities, and it would inevitably result in a poorer quality of the shawls, and the shawl itself would not look as fluffy and bright, and would not feel as soft. There were also more discussions on how to modify the machines for knitting purposes. At the end of the 1920s there were two possible options the knitting in - dustry could follow. The first was to abandon manual labor and mechanize the production, «replace hands with levers and wheels», as Dahl mentioned. The second was to maintain traditional cottage industry and carry on with hand knitting. Anyway, the Orenburg tradi - tional craft was in a better position than any other folk arts and crafts in Russia. The hand-knitting of the famous down shawls was going on, and machine-knit - ting was being supported and developed at the same time. Despite progress in trying to mod - ernize the industry many craftswomen would still sit at their homes in Oren- burg and elsewhere, in remote big and small villages and comb, spin and knit, the way they did a hundred years ago, all done by hand. The kit they were using remained the same as it used to be in the past: combs, needles, and frames.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0