Оренбургский пуховый платок
Платок заплетается в косу для того, чтобы во время вязания предотвратить его от преждевременного, неравномерного пушения. Многие пуховницы просто обматывают тканью или завязывают в кусок ткани (в большой мужской носовой платок), провязанную часть платка, чаще все- го, когда платок вяжется не дома, а, например, в дороге, в поезде. Это особенно важно при изготовлении платков больших размеров. Иногда выполненная часть платка просто зажимается ногами. Однако многие вязальщицы соединяют в единое целое вязание и пушение из- делия. Для того чтобы поднять пух, некоторые мастерицы во время вязания на одно колено кладут ткань с жестким ворсом. По мере изготовления платка он постоянно трется о колючую ткань и, в результате, к последнему ряду уже имеет необходимый вид. О.А. Федорова для этой цели использовала подушку, обтянутую плюшем. Го- товый ажурный платок заворачивался во влажную марлю и убирался в поли- этиленовый пакет на 30-40 минут. Затем увлажненным платком легкими дви- жениями водили против плюшевого ворса по подушке. Пух освобождался, и платок приобретал товарный вид. Это своего рода «эффект мокрого снега», который так удивительно помогает подняться пуху на изделии. Кроме того, подушка имела черный цвет, что позволяло использовать ее для штопки и реставрации платков. Заплести платок косой или дать платку свободно пушиться в процессе вяза- ния – из этих нехитрых, но своеобразных приемов вязальщица всегда выби- рает тот, который более соответствует качеству пуховой пряжи. Во время вязания теплого платка готовую часть закручивают в «пучок» и завязывают лентой или кружевом. Чтобы распушить теплый платок-шаль, у оренбургских мастериц существует несколько рецептов. В прошлом для этой цели специально заготавливали ма- ленькие чилижные веники. Сбрызнув платок водой, его похлопывали веником для получения необходимого результата. Или отправлялись в новом платке в баню. Заносили его прямо в парилку, где под действием пара пух поднимался. Еще один из приемов заключался в том, что платком просто били по снегу, добиваясь нужной пушистости. Да и просто пройтись в платке под «лаплас- тым» снегом в буран бывало достаточно, чтобы над шалью появилось «пухо- вое облако». Считалось, что в снегу можно и постирать платок. Считается, что оренбургская паутинка должна проходить сквозь кольцо. Для вязальщиц это не просто фокус, забава, а качественный показатель изделия. В прошлом золотыми кольцами браковали платки. Каждому размеру платка соответствовал свой размер кольца. Так, «шестисотка» (180 è 180 см) проходила в кольцо 22 размера, «пятисотка» (150 è 150 см) – 20 размера, «четырехсотка»(120 è 120 см) – 18 размера…
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0