Оренбургский пуховый платок

качественному результату. Непрочная пряжа заявляет о себе, как только обладательница горе-платка начинает его носить. Пух постоянно пачкает плечи. «Запряд сползет – и останется один шелк», – объясняют мастерицы. Понятно, что подобное изделие служит очень недолго и к настоящему орен- бургскому платку отношения не имеет. Клубок – готовая пряжа, смотанная на подмотку. Вследствие своей крайней тонины и пушистости пряжа, смотанная в мотки, сваливается и становится непригодной. Поэтому пряжу наматывают на подмотку, формируя клубок. Один рушник сматывают в один клубок. Клубки у оренбургских мастериц малень- кие и очень легкие. Это позволяет сохранить нить пушистой, избежать ее излишнего натяжения под тяжестью клубка во время вязания. Для теплого платка клубки гораздо больше, чем для ажурного. Есть еще один маленький секрет у оренбургских вязальщиц. Перед вязанием клубки складываются в увлажненную марлю и пропариваются. Эта процедура производится для того, чтобы «снять напряжение в нити», как говорят сами мастерицы. «Пух теплую влагу любит», поэтому клубки необходимо выдержи- вать над горячей, но не кипящей водой во избежание запаривания. ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ стало настолько распространенным занятием, что каждой женщине, освоившей азбуку вязания, кажется, что ее рукам подвластно лю- бое изделие. Оренбургские пуховые платки являются результатом развитого ремесла, впи- тавшего производственно-технический опыт, специфические приемы и профес- сиональные секреты многих поколений людей, занимающихся производством однородных предметов. Их продукция – итог ручного творческого высокок- валифицированного труда и богатейших художественных традиций, в резуль- тате которых не одно столетие накапливались знания, навыки и смекалка коллективного творчества. Оренбургское пуховязание – своеобразная, полная своих тайн система мас- терства и одного желания просто повторить платок по изложенной схеме будет недостаточно. За каждой операцией, за каждым движением женских рук стоит совокупность практически отточенных действий, испытанных в жизни бесконечное число раз, отработанность и виртуозность исполнительской манеры. Даже когда смотришь на мастерицу во время работы, то видишь, что обстановка, окру- жение и детали делают вязание особенным и не похожим на привычное женское рукоделие. – На полу у ног вязальщицы лежит кусок черной ткани. Он кладется для того, чтобы контролировать правильность выполнения работы. На цветном или светлом фоне тонкий ажурный рисунок недостаточно четко виден, мас- терице приходится напрягать зрение. На черную ткань, бросают волос, ко- торый попадается в пряже во время вязания. В нее же недовязанный платок будет завернут и отложен до следующего вечера.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0