Оренбургский пуховый платок
Чтобы очистить пушок от жира и грязи, его несколько раз натирали мукой. В результате получалось легкое облачко, подобное само- му белому пуху, из которого платок вяжется. Считалось, что пушки на спицы вязальщицы нанизывают для красоты и забавы. Однако верили и в то, что этим работа оберегалась от «дурного глаза» и чужой зависти. Вязание – занятие достаточно монотон- ное, тихое, без каких-либо шумовых эффек- тов. Чтобы хоть как-то оживить тишину во время работы и отогнать сон, на спицу наса- живалась бусина с большим отверстием. Ее закрепляли на конце спицы с двух сторон сур- гучными шариками. Бусина исполняла роль легкого слухового раздражителя, откликаясь незатейливой своей мелодией на ритмичные движения вязальщиц. Современный человек не придает значения таким пустякам, но для мастериц промысла звуки, сопровождающие работу, являлись частью творческого акта, элементом ритуала, традицией. Так же, как эс- тетическое отношение к своим простым игол- кам, украшение бусинами и пушками имело в своей основе желание украсить свой труд и сделать сам процесс работы красивым. ПЯЛЬЦЫ (ИЛИ «ПЯЛЫ»). Пяльцы – регулиру- емая рама для натягивания вязаного полотна. Старые мастерицы-вязальщицы вспоми- нают, что «пялы» – пяльцы для растяжки и сушки платков появились в домах в 30-40-е годы ХХ века. До этого данные операции со- провождались определенными трудностями. Сушили платки на потолке, где набивались гвоздики, на которые и натягивались платки до 10 штук одновременно. Но не во всякой избе найдется потолок, чтобы хватило места растянуть паутинку размером 4 è 4 аршина (аршин – 71,12 см – Ред.). Для этой цели так- же служило стеганое одеяло. Но на немможно 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0