Юрий Григорьев

4 25 К выставке, посвященной его 70–летию, художник пишет но- вую серию пейзажных работ (2005–2007 годы), и это опять новый этап и новое откровение. В этих работах ослабевает самодовлеющая власть формальной структу- ры, предметная живопись становится более уверенной в своих правах, поиски цветовых гармоний теснее при- вязаны к натуральным наблюдениям. Это особенно видно в пейзаже «Город ночью» 2006, плотность и кон- траст цвета, подчёркну-тость объёмных масс усилива- ют контраст между холодной снежной зимой и жаром человеческих жилищ. Горячее живое сердце бьётся в освещённых окнах, в одухотворённой пластике стен домов, эмоциональной наполненности цвета. Сюжеты повторяются, это всё те же излюбленные художником окрестности и улицы Петропавловки, но изменился ху- дожник, тот угол зрения, под которым он воспринимает окружающий мир. Трагические ноты в пейзажах 90-х годов сменяются трога- тельно-восхищёнными, умиротворёнными. Так в «Озе- ре» 2007 г. Потрясающая прозрачность и чистота воз- душных и водных потоков подчёркивают хрустальную звенящую тишину. И грозы уже не те, что были прежде, даже если в картине «Озеро в грозу» 2005 г. Преоблада- ют тяжёлые сине-зелёные цвета, то розово-золотистые, золотисто-зеленоатые оттенки, нежно-фиолетовые края соеденения цветовых зон делают грозу не страшной, а торжествующей. Ещё одна гроза «Гроза над озером» 2006 г., ожившая плоть земли, восходящие воздушные потоки — Храм природы с уже освеженной послегрозо- вой атмосферой. О многообразии чувств, эмоций, настроений, владеющих ду- шой живописца, свидетельствует сравнение «Пейзажей с луной» 2005 и 2006 гг. В первом — краски становятся прозрачными, не скрывающими в светах фактуру хол- ста, подчёркивающие потрясающее впечатление слои- стых голубоватых облаков на тёплой подкладке неба. Бледное пятно луны бросает серебристые рефлексы на крыши, заборы, делает мир призрачно-светящимся, меч- тательным. В пейзаже 2006 года гранённость плотных форм, драгоценность мерцания голубых, жёлтых пятен придают сцене несколько сказочный, театральный харктер, и как безудержный праздник красок аккорды сине-жёлтых, красно-зелёных во всем ослепительном богатстве их оттенков — все цвета радуги — в пейзаже «Вечер. Радуга в степи» 2007 г. Сам характер мазка, пласты красочного теста как бы импульсивно отвечают на токи чувства в кончиках пальцев художника, фор- мальные моменты очень важны, но только до какой- то неуловимой черты, где реальность уступает место абстракции. Для Григорьева мир всегда, при самых свободных полётах фантазии остаётся реально воспри- нимаемым, не теряющим своей объёмно-пластической формы в пространстве. Это его убеждение, его кредо. При всём его приклонении, восхищении полной свобо- дой творческих ипровизаций у столь любимого им Васи- лия Кандинского, Григорьев крепко стоит на реалисти- ческих основах искусства. В работах последних 2-3 лет мудрее и спокойнее становится его взгляд, провидящий через видимые реалии — красоту и мощь мироздания, в котором мы, люди, только какая-то, может и не самая существенаая часть. Природа — необъятна и таинствен- на, бесконечно справедлива в своём равнодушии к не- разумным детям своим. Красота и величие её до боли сердечной трогают нас в работах Мастера, сохраняю- щего живую непосредственность и свежесть эмоций при свободном владении всеми средствами своего искусства. Альбом-каталог издан при поддержке Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области. Благодарим Юрия Петровича Григорьева за дары Оренбургскому областному музею изобразительных искусств и искус- ствоведа Лидию Сергеевну Медведеву за оказанную по- мощь в создании альбома. Оренбургский областной музей изобразительных искусств рад познакомить Вас с интереснейшим художником Орен- бургской области Юрием Петровичем Григорьевым. До новых встреч! Юрий Комлев, директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств, доктор культурологии

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0