Юрий Григорьев
3 Юрий Петрович Григорьев родился в городе Саратове в 1937 году. После обучения в Краснодарском художественном училище поступил в Московский художественный ин- ститут им. В. И. Сурикова, который закончил в 1964 г. (мастерская Д. Мочальского). Живописец. Живёт и работает в г. Оренбурге. Участник об- ластных, зональных, всеросийских, всесоюзных, между- народных выставок. Член Союза художников России с 1965 г. В 1988 г. Получает звание «Заслуженный художник Российской Федера- ции». Двадцатый век стал историей, что позволяет дистанцировать- ся от всех явлений художественной жизни ушедшего столетия, видеть какие-то важные, поворотные этапы в развитии изобразительного искусства, имена, не толь- ко не канувшие в лету, а ставшие гордостью, заметами памяти сменявших друг друга поколений. Вся вторая половина века в отечественном искусстве, в основе, определена была творчеством художников-шестиде- сятников, сформировавшихся в атмосфере «хрущёвской оттепели» и навсегда сохранивших оптимизм, жизне- утверждающий, освежающий пафос времени, жадное внимание к широкой мировой перспективе развития ис- кусства, высокую требовательность к художественному уровню своих работ. И это вне зависимости от того, где жил и работал художник: в столичных центрах или про- винции. Творчество живописца Юрия Петровича Григорьева, учени- ка Дмитрия Мочальского, после оканчания Москов- ского художественного института им. Сурикова(1964 г.) оказалось навсегда связанным с далёким оренбургским краем. Но благодатной была художественная атмосфе- ра коллектива, большинство которого состовляли в эти годы молодые выпускники суриковского института. Да и связь со столичными художниками не ослабевала, не прерывалась ни на год. В своё время он с другими живописцами отдал дань «суровому реализму», писал сюжетно-тематические картины, по- священные крестьянской жизни, мощные, динамичные, соединяющие эпическую торжественность и лирические ноты. Но чем далее, тем более Григорьева манила чисто художе- ственная стихия творчества, неограниченные возможно- сти в решении цветовых проблем, в их взаимодействии со светом, возможность наполнить богатейшими ню- ансами чувств, размышлений сам живописно-пласти- ческий материал, сделать цвет камертоном своего на- строения, душевного состояния. Природа оказалась не только неиссякаемым объектом изображения, но и столь же неиссякаемым источником творческого вдохновения. Появляются серии пейзажей не просто очень красивых по цвету, но и вмещающих его восприятие, мироощуще- ние жизни, пейзажи, окрашенные личностными, граж- данскими, социальными мотивами. Тем более, что последние десятилетия своей жизни художник большую часть года проводит в селе Петропавловке Оренбургской области. И постепенно все более и более раскрывается перед ним в непостижимой глубине сво- ей бездонное небо, то взорванное гомовыми раскатами и сверкающеми молниями, то затаённо-вздыхающее с яркими, светящимися в синеве звёздами — «открылась бездна, звёзд полна»… Вселенское, космическое начало определяет свободный разворот композиции в глубину и вверх, мощный, резкий ритм цветовых пятен. При продуманности, «картинности» построения — свободна и широта живописи, динамическая сила движения маз- ка. По убеждению Григорьева, «природа не просто пей- заж или среда обитания, природа — часть нас самих, и я не знаю, какая она объективно, — и никто не знает. Я знаю природу только через своё восприятие: изобра- жая её, я изображаю себя, свои настроения, чувства…» Его работы 1980–1990-х годов — эмоциональная история сомочувствия нации, более правдивая, чем вся публи- цистика той поры. Трагический перелом сознания, низвержение идеалов, потеря прошлого и непонятность будущего вызывали сознание обречённости — в тяже- лом нависшем небе с цветными всполохами, в холодных равнодушных звёздах и тесно прижавшихся к тёмной земле деревенских домах. Цвет льётся, лепится мощным потоком, как ураган страстей, потрясающих душу чело- века. В конце 90- х годов мы видим другого Григорьева, ищущего в окружающем его мире отрадного, внущаю- щего надежду и веру. Усиливается орнаментальность форм, декоративность цветового восприятия, он уходит от преобладающих в начале 90-х холодных тонов сине- фиолетовой части спектра к тёплым, даже горячим — охристо-коричневым, оранжево-красным. Это был про- рыв из безвоздушного пространства к свежему воздуху, когда сам по себе драгоценен каждый глоток, потому в мире тех пейзажей — высокие плывущие облака, вы- сокое небо, полет птиц, движущиеся золотые листья деревьев. < < Гроза над моим двором 2006 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0