Валерий Газукин

143 П ри размышлениях о судьбах искусства наших дней невольно встают стран- ные и предательские вопросы: а насколько необходимо современному рас- тлённому информационной проказой человеку просто изобразительное искусство? Не грозит ли живописи в нынешнем кошмаре почти до совершенства от- шлифованных технологий судьба оперного искусства – ветхие арии на котурнах среди пыльных декораций, наивные страсти забытых времен?.. Не верится, что громоздкое и тяжеловесное своими тысячелетними традициями и канонами Искусство превратится в духовный рудимент общечеловеческой деятель- ности с узкоантикварными функциями! Неужели сверкающий мир живописи останется прибежищем лишь изощрённых эстетов да полем деятельности узких специалистов академического толка? Здесь естественными воспринимаются попытки авангардистов и модернистов раз- ных эпох соответствовать своему времени, найти неординарные новые формы в ис- кусстве, выработать новый язык хотя бы недалёкого будущего! Забавными и трогатель- ными воспринимаются сейчас выставки импрессионистов и фовистов, позиции Павла Филонова и Пита Мондриана. Так насколько осовременили и развили изобразительное искусство перформансы и инсталляции московских нигилистов на закате соцреализма или демарши проворных молодых людей с американского континента?.. Или стоит черпать художественную энергию в незамутнённом детском творчестве, у примитивистов или в архаичных куль- турах?.. Насколько понятны нашему современнику, сутками просиживающему за ком- пьютером, староевропейское наречие Тициана, горячечный говор Ван Гога? Не только физически века отделяют откровения великого нидерландца Брейгеля от сознания ве- несуэльского нефтяного магната и биржевого маклера из Брюсселя. И если Моранди в какой-то степени сформировал античность XX века, то куда девать образовательно плодотворные академические традиции советских реалистов?.. Глотком озона недавно воспринимались рождённые немецким умом и русской душой беспредметные компо- зиции Кандинского, чистой нотой звучали исполненные с каталонским изыском холсты и скульптура Миро, судорожно билось в драгоценных букетах цветов поэтическое сердце Шагала! Так какие же истины провозгласит миру своим искусством таинственный художник нового тысячелетия, насколько будут вразумительны и убедительны открытия серди- ЭССЕ ТРЮИЗМОВ «КТО ЛОМИТСЯ В ОТКРЫТУЮ ДВЕРЬ?»

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0