Аркадий Ескин

 Н астоящим открытием для многих зрителей, незнакомых с творче- ством оренбургских живописцев, были произведения Аркадия Ескина. Он предстал на этой выставке наиболее сво- бодным от внешних влияний художником, обладающим своим собственным миром. Его пейзажи и жанровые композиции привлекали самых строгих ценителей музыкальностью цвета и ритма, острой наблюдательностью и той внутренней органикой, которая дается людям, наделенным природным живописным даром. Среди его больших и малых произ- ведений не было случайных работ, резко снижающих общий уровень. Каждая из них достойно представляла его творчество, под- тверждая высокое колористическое и компо- зиционное мастерство автора, будь то «Утро» (), «Белая корова» (), «Весеннее гуля- ние» () или «Купание» (). Каждое из этих полотен отличается прежде всего остро- той эмоциональных образов, поддержанных точно найденным колористическим строем. Представленные на выставке деревенские мотивы Ескина в своей совокупности скла- дываются в глубоко реалистическую картину народной жизни, о которой художник умеет говорить средствами своего искусства без ка- кой бы то ни было риторики напыщенности. В «Весеннем гулянии», например, подроб- но развернутое сюжетное действие не только не отодвигает на второй план собственно живопись, как это нередко происходит в практике некоторых записных российских «картинщиков» наших дней, но является своего рода опорой пластического действия. То есть возникает нерасчленимый сплав социального и пластического начал. Перед нами на деле воплощается многократно вы- сказывавшаяся в статьях и речах искусство- ведов, художников и организаторов худо- жественного процесса мечта о полноценной «сюжетно-тематической картине», которая в данном конкретном случае смотрится не как итог натужных действий и компромис- сов, а как нечто естественно и свободно рожденное по законам искусства. Привле- кает одновременно и глубинная народность творчества Ескина, которому не приходится ничего стилизовать. «Жизнь степи, ее коло- рит, ее деревни и люди, их быт — все меня очень волнует», — пишет художник в катало- ге, и мы ему безусловно верим, потому что об этом волнении и — шире — об этой любви к своей земле говорят все его произведения. Для живописца колорит равен любви к пред- мету изображения. Для отдельных работ Ескина можно было бы найти аналогии и параллели в искусстве прошлых лет и в современных исканиях не- которых советских художников; но любые вольные или невольные совпадения и ассоци- ации не отменят вывода о самостоятельном пути этого оренбургского мастера. В. ВìÜíîïÛÜðñ , художественный критик ГРУППОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕСЯТИ ОРЕНБУРГСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПРОШЕДШАЯ В МОСКВЕ ЛЕТОМ 1986 ГОДА В ЗАЛАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОМА ХУДОЖНИКА НА КРЫМСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0