Аркадий Ескин

 чтобы изобразить то, чем он действитель- но восхищен, то, что его «задело, завело», а общественное мнение здесь ни при чем. Вер- ный своему художественному темпераменту, Ескин создает свое пространство и населяет его своими любимыми образами, но при этом до какого бы накала ни дошли эмоции героев, вкус художника не позволяет ему соскольз- нуть на путь грубости или безвкусия, пере- ступить границы благопристойности. Ескину удается возбуждать разнообраз- нейшие и противоречивейшие движения души и переживания, мгновенно переходя- щие одно в другое. Есть чувства, которые мы разделяем и понимаем, но есть и те, что чужды нашему опыту, но то, как искренне и просто, без лишних деталей и антуража художник рассказывает о них, заставляет нас отбросить условности и принять их. Раз- мышляя об этом, мы понимаем, что за грубо- ватой оболочкой — тепло реальной жизни, не глянцевой и придуманной, а настоящей, с естественным выражением и подлинным воплощением красочных чувств, желаний и страстей. Как правило, художник пишет жену, своих близких, друзей: «Конгломерат Ирки, Клавки, Машки, соседок, каких-то знако- мых». Личная причастность Аркадия Ескина ко всему происходящему на его картинах очевидна. Основные жанры художника — пейзаж, портрет и бытовая зарисовка — в данном случае тесно смыкаются друг с дру- гом. Рисунки делает с натуры, но если она его чем-то не устраивает, «меняет» ее, делает по-своему. Его выразительная деформация натуры при последовательном сохранении предметности абсолютно индивидуальна, узнаваема. Главное для Ескина — убедитель- ность и естественность. «Взгляд с нескольких сторон. Движение, объем, пластика, свет, цвет. Все в совокупности» — творческое кредо Мастера. А полное отсутствие иде- альных фигур — это, скорее, свойство его художественного мировидения. Его женщи- ны — с отяжелевшими формами и неумоли- мыми складками на теле, с широкой спиной и короткими ногами, смешные, разухабистые и… трогательные… Художника мало заботит точное воспроизведение черт лица портрети- руемых. Поза, движение, манера поведения, жест, игривые, растопыренные пальчики на ногах или руках в портретах Ескина говорят о героинях гораздо больше. У него своя эсте- тика красоты. Оренбургская журналистка Т.Юлаева в своей статье писала: «Боже! Как все далеки они от совершенства. Но почему же тогда помню их до мельчайших подробностей, по- чему не сержусь на такое вероломство автора, почему улыбаюсь, люблю их? Может быть, потому, что Художник передал все эти свои светлые чувства мне и заставил еще раз за- думаться, а что такое, собственно, Красота? Что лучше: находить со временем в идеально красивом лице и теле изъяны или в некраси- вом — совершенства? Первый путь ведет к разочарованию, а второй — к влюбленности, не исчезающей с годами. Может быть, поэто- му порой так лучатся счастьем и так загадоч- ны самые обыкновенные лица обладательниц не менее несовершенных фигур и так холод- ны, безжизненны лики красавиц? Неоду- хотворенная красота не может не волновать художника, а одухотворенной некрасоты просто не бывает». Он, для которого естественность и правда превыше всего, просто видит их такими, какие они есть на самом деле. Читать морали и наставления — не его дело. Он просто кон- статирует, но с особой мерой влюбленности, с мягкой иронией, которая, конечно, уже сама по себе есть позиция, есть оценка жизни, есть выражение отношения. Женщина для него —

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0