Серафим Александров
31 недоверчивости характера, — так беспристрастно видит Александров портретируемого. для Александрова, большого мастера психологиче - ского портрета, характер модели проявлялся не только в лице, руки персонажей были столь же индивидуальны, характерны, скажем так, портретны. любой художник подтвердит, что писать руки не менее сложно, чем голову. недаром раньше за портрет с руками платили двойную цену. в 50-е годы Серафим николаевич задумал сделать мое - му отцу подарок к дню рождения — портрет его сына и моего брата виктора, хотел, чтобы это было сюрпризом. при неожиданном при - ходе моего отца в мастерскую Александрова тот, торопясь, набросил холст на картину, стоящую на мольберте. отец подошел ближе и смог увидеть только не скрытую холстом руку. Реакция была мгновенной: «Серафим николаевич, да ты портрет вити пишешь?!». целая галерея прекрасных портретных образов создана Алексан - дровым, среди них и поэты, и литературоведы, и художники — вот та - кой срез интеллектуальной творческой элиты оренбурга 50–70-х годов прошлого века, живая история в лицах. «люди, которых я пишу, мне интересны…» — утверждал Александров. при всей яркости индивиду - альных портретных характеристик есть все-таки нечто общее, их объе - диняющее, то, без чего немыслимо творчество: душевное напряжение, творческий подъем, полнота духовной самоотдачи. нетерпимость художника к фальши, посредственности в искус - стве была обратной стороной его любви и преданности творчеству. он глубоко страдал, если что-то у него получалось не так, как задумыва - лось, он как-то неохотно показывал свои работы на выставках. Мне пришлось с ним встречаться в процессе подготовки его персональной выставки к 75-летию. он о ней давно думал, радовался ей и боялся ее: увидеть вот так вместе произведения, созданные за 50 лет творческо - го пути, увидеть, осознать — состоялся ли художник?! уже очень боль - ной, прозрачный, почти невесомый, он просматривал свои работы и бескомпромиссно требовал отставить в сторону все, что в чем-нибудь не удовлетворяло его. выставка получилась замечательная, строгая и изящная, она несла живой отпечаток требовательного отношения автора к себе, таланта и высокого мастерства. Александров никогда не замыкался рамками одного жанра: ря - дом с портретами были не менее ценные по своим художественным качествам натюрморты, пейзажи, интерьеры. натюрморты, чаще всего цветы — полевые, сирень, тюльпаны, роскошные букеты, как символы полноты и щедрости жизни, подчиняющие, динамически зажигаю - щие, одухотворяющие пространство, декоративно нарядные, вырази - тельные, праздничные, выполненные в свободной темпераментной манере… пейзаж — это вообще отдельная глава творчества Александрова. его ранние пейзажи, написанные масляными красками, несут ощу -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0