Серафим Александров

28 Художник прекрасно владел как техникой масляной живописи, так и акварели. но все-таки предпочтительней для него была техника пастели 1 , позволяющая сохранять во времени чистоту и неизменяе - мость цветного тона, особое благородство цвета, бархатность фактуры. ему был приятен сам процесс работы пастельными мелками — «цвет у тебя в пальцах». кроме того, пастель, не терпящая больших пере - делок, дисциплинирует художника, что, впрочем, создает для живо - писца и дополнительные трудности. Среди современных художников мало кто всерьез работает с пастелью, слишком все сложно. но когда смотришь произведения Александрова, выполненные в этой технике, не покидает ощущение легкости, простоты, раскованности его рабо - ты. как же это обманчиво?! на самом деле это ощущение — свидетель - ство огромного мастерства, технической культуры художника. Близость к театру часто определяла выбор портретируемых. Год создания «портрета заслуженной артистки РСФСР А. покидченко» (1957) совпадает по времени с работой над спектаклем «Ромео и джу - льетта», главную роль в котором исполняла покидченко. Александров пишет не джульетту, а актрису, молодую, красивую женщину, но вме - сте с тем как бы приоткрывает перед нами завесу великой тайны твор - чества. в тигле человеческих страстей рождаются та возвышенная неж - ность и весенняя свежесть первого чувства, которыми был полон образ джульетты. Актриса очень эмоциональная, импульсивная, одухотворенная, и все это освещает ее лицо на портрете, «лицо, которое может быть лю - бым, даже прекрасным, на котором отражается каждая мысль, проно - сящаяся в уме» 2 . огромное нервное напряжение — во взгляде матовых, темных, обращенных в себя глаз актрисы, в тенях под ними, лихора - дочно приоткрытом рте, в диагонали ее сидящей фигуры, бессильно опущенных руках, трогательной беззащитности, хрупкости обнажен - ных рук, шеи. Мягкость светлых золотистых тонов пастельных красок подчеркивает женственность, поэтичность образа. не менее интере - сен и «портрет заслуженного артиста РСФСР н.А. плешкова» (1957), артиста оренбургского театра кукол. кукла в его руках не просто на - мек на профессию портретируемого, — в ней, несомненно, есть некое сходство между ним и будущим его героем. как будто прикосновением длинных, чутких пальцев артист сообщает искру жизни кукле, «лепит», создает образ. 1 пастель названа так от итальянского слова «pasta» — тесто. пастель состоит из обычных красочных пигментов, но отличается тем, что имеет мало связующих ве - ществ… пастель допускает съемные тонкие слои, втирание краски пальцами или осо - бым инструментом, достигающее тончайших, нежнейших переходов тона…поэтому ее краски производят несколько приглушенное, матовое впечатление (виппер Б. Р. введе - ние в историческое изучение искусства. М.: «Аст-пресс книга», 2004. С. 196). 2 Сомерсет Моэм. луна и грош. М.: изд-во «правда», 1982. С. 219.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0