Серафим Александров

27 но более привлекательным для Александрова был жанр портре - та, и его очень красивые по живописи композиции «Больная» (1943), «у зеленой лампы» (1960), по существу, портреты его родных. персо - нажи последней картины — жена и старшая дочь Александрова: в мяг - ком свете лампы женские фигуры излучают тепло и спокойствие, до - брожелательность и уют, что подчеркивается теплой цветовой гаммой красок, пластичностью объемов, сдержанностью, мягкостью колорита. Художник никогда не писал заказных портретов, персонажи его работ — или близкие ему люди, или люди ему интересные, ува - жаемые. Сохранилась прекрасная серия портретов его жены, начиная с «портрета жены в синем платье» 1930-х годов — очаровательное в своей чистоте и юности лицо его Шурочки, написанное легчайшими прикосновениями кисти, прозрачнейшими, светлыми красками. Та - кая нежность и любовь в этом портрете, такая поэзия, что невольно вспоминаются слова Серафима николаевича о том, как он благого - вел перед этой девушкой, и когда она согласилась на его предложе - ние выйти за него замуж, он просто не мог поверить своему счастью. «портрет жены» 1954 года — в кресле с книгой в руках — почти тор - жественный, парадный, он явно покорен женственностью, мягкостью и вместе с тем осознанным чувством достоинства модели, тонкостью и нежностью кожи лица, красивым рисунком спокойно лежащих рук. Женщина — знающая себе цену и умеющая постоять за себя. Здесь уже не просто любовь, но и чувство гордости художника, любующегося мо - лодой женщиной. Спокойно-эпический тон портрета подчеркивается преобладанием мягких, певучих горизонталей в композиции; светлые пятна лица и рук на фоне темного платья и кресла подчеркивают пси - хологическую сложность образа, заставляющую все прочие аксессуары работы отступить на второй план. в цветовом решении — сдержанное звучание красивого зеленого, черного с нежным «дыханием» розово - го. Так же трогателен он был и в своем отцовстве. особенно запомнил - ся, может быть, потому, что вообще более никогда в жизни не слышала столь откровенную и искреннюю исповедь мужчины-отца, его рассказ о рождении старшей дочери: он пришел в роддом за дочкой, взял в руки маленький сверток с новорожденной и вдруг ощутил, как что-то теплое, душистое шевельнулось в его руках и как пронзительно от - кликнулось на это движение его сердце. Среди многочисленных изо - бражений его детей особенная нежность и теплота в замечательной акварели «девочка с кошкой» (1942) — неуловимая трепетность мыс - ли и настроения в настороженности глаз, плотно сжатой линии рта, резкости линии подбородка, и сколько любви в прозрачности и свето - носности акварельных красок, шелковистости прядок волос, легкости румянца лица, принимающего отсвет красного платья. Сама линия, создающая силуэт, так пластична, так напевна, кажется, будто она об - нимает девочку … Девочка с кошкой. 1942

RkJQdWJsaXNoZXIy NDUwMzE0